Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Северо-Западный административный округ

Программа развития

Программа развития ГБОУ Лицей № 86 имени М.Е.Катукова

на 2016-2017 учебный год (краткосрочная)

Директор Лицея

Самсонов П.И.

1. Основные сведения

Программа развития ГБОУ Лицей № 86 имени М.Е.Катукова направлена на достижение стратегической цели школы: подготовка успешной личности к получению профессионального образования и самоопределению.

Ведущие задачи:

повышение качества обученности школьников на основе дидактического принципа "продвижение" и развития дистанционной поддержки образовательного процесса;

повышение привлекательности начального общего образования за счет развития инфраструктуры для групп продленного дня и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов;

развитие информационно – коммуникативной компетентности педагогов посредством внутренней системы повышения квалификации;

формирование воспитательной системы школы через работу с общешкольными проектами "Встреча с "людьми-легендами", "Спорт для будущего";

укрепление материально технической базы на основе рационального использования финансовых ресурсов учреждения.

Срок реализации: краткосрочный – 01.09.2016 – 31.08.2017

2. Введение

Лицей № 86 расположен в микрорайоне Строгино города Москвы о представляет собой образовательный комплекс с подразделениями начальной, основной и старшей школами и двумя дошкольными отделениями. Высших учебных заведений в микрорайоне нет, за исключением филиала МИЭТ ВШЭ.

В районе расположены два крупных спортивных комплекса: стадион и плавательный бассейн "Янтарь", ФОК "Самбо – 70", а также действующий в летнее время вводно-лыжный стадион. На территории завода "Орбита" находится технопарк, открытый для посещения школьниками.

Современных досуговых центров для молодежи, кинотеатров, выставочных центров и музеев в районе нет. В тоже время, на расположенной в Строгино базе отряда милиции особо назначения ЦСН МВД РФ, для ребят организуются спортивные и исторические праздники, проводится посещение базы и её музея, ведется профориентационная работа.

В районе четыре природно-охраняемые зоны: два крупных парка, лесной массив и двусторонний залив Москва-реки.

Социальный состав населения различный, но преобладает средней класс. Много, более 15%, неполных семей.

3. Повышение качества обученности школьников

Успешность выпускника Лицея во взрослой жизни во многом определяется качеством полученного им образования, поэтому одной из важнейших задач Лицея является предоставление ученикам современного и качественного образования. Однако просто ориентир на качественное образование – это всего лишь лозунг, необходимы вполне конкретные, а главное достижимые цели.

Проблема: в 2016 году средний уровень обученности оказался в диапазоне 62-67%. В тоже время многие ученики ориентированны на продолжение образования в ведущих вузах естественно-научного и гуманитарного профилей обучения. Сопутствующей проблемойявляется низкая мотивация выпускников к преодолению конкурсного барьера при поступлении в Вузы.

Ведущим направлением в повышении качества обученности школьников является дидактический принцип "продвижения" в выполнении решения задачи или аргументированного ответа на поставленный вопрос. Фактически отказ от распространенного стереотипа решения задачи до получения ответа, при четком знании педагогами "критериальной" базы проверки заданий ЕГЭ и ОГЭ, позволит ориентировать учащихся на поиск вариантов решения задачи и подтолкнет их к выполнению заданий, связанных с построением аргументированного и связного текста в ответе на вопрос.

Дидактический принцип "продвижения" позволяет вести эту работу на предметах как естественно-научного и физико-математическго профилей, так и гуманитарного.

Составной частью этого принципа является развитие дистанционной формы консультирования учащихся на основе создания форума педагогов и одноклассников. Ученик в удобное для них время могут выходить в сеть Интернет и принимать участие в обсуждении выполнения того или иного задания, вступать в дискуссии, накапливать базу фактологического материал, для построения аргументированных ответов.

Ожидаемый результат:

– повышение качества обученности учащихся;

– освоение педагогами дидактического принципа "продвижения";

– развитие форм дистанционной поддержки учебного процесса.

4. Повышение привлекательности начального общего образования

В выборе школы для ребенка идущего в первый класс современные родители руководствуются двумя критериями: кто будет первым учителем, как решить вопрос с продленным днем. Даже такой немаловажный критерий, как дорога до школы, при современной мобильности родителей в мегаполисе, уже не играет первостепенной роли. Следовательно, для того, чтобы выбор родителями школы был в пользу Лицея 86, необходимо сосредоточиться на том, чтобы оба обозначенных критерия выбора были родителям интересны.

Проблема: в 2016 году школу из дошкольного отделения покинули 11 учащихся в пользу школы 69 и 17 учащихся в пользу гимназии 1519.

С точки зрения выбора первого учителя мы сталкиваемся с одной стороны, в полном понимании знаменитого "из уст в уста", мнения родителей, которые уже отдали детей в школу, а с другой стороны, с не имением у родителей представления о первом учителе, особенно если это молодой специалист (которых в школе 86 на первой ступени 35%).

Дни открытых дверей в начальной школе, открытые уроки для родителей будущих первоклассников, выставки детских работ в детских садах и поликлиники – основной спектр мероприятий, позволяющих родителям познакомиться с будущим учителем.

На одном из форумов в Интернете с отзывами о школе был оставлен отзыв: "Очень боялась за своего ребенка, пришла по объявлению на день открытых дверей и … поверила учителю. Сейчас очень благодарна". Этот отзыв об учительнице, которая год назад впервые пришла в школу из педагогического училища и взяла свой самый первый класс.

Не маловажным является укомплектованность штата Лицея специалистами – дефектологами, в первую очередь логопедом, поскольку общее недоразвитие речи, дисграфия и дислексия стали нормой в картах развития учащихся. В настоящий момент решается вопрос об эффективности работы службы педагогического сопровождения и закупки нового современного оборудования для работы учителей - логопедов.

С точки зрения учебных достижений, в группах продленного дня работают как воспитатели, так и учителя начальных классов, для того чтобы, придя вечером домой, ребенок мог посвятить все время общению с родными, а не приготовлению домашнего задания.

Для учащихся идущих на "продленку", педагогами дополнительного образования и учителями физической культуры организуются занятия по игровым видам спорта и степу, сценическому искусству и театральный кружок. Цель таких занятий – развитие учащихся и комфортность восприятия самими учащимися начальной школы продленного дня.

Ожидаемый результат:

– увеличение набора в первые классы;

– востребованность групп продленного дня.

5. Развитие информационно – коммуникативной

компетентности педагогов

Современный учитель не может оставаться в стороне от развития современных средств коммуникации и освоения новых цифровых образовательных ресурсов, в противном случае он становится неинтересен подростку и "ведя преподавательскую деятельность в этом веке, продолжает оставаться в прошлом".

Проблема: при оснащенности школы современными интерактивными досками, учителя неуверенно пользуются инструментами её управления, а главное, не владеют методикой построения урока с её применением.

В вопросе развития информационно–коммуникативной компетентности педагогов первостепенное значение играют внутренние ресурсы для повышения квалификации в самом Лицее. Ведущим звеном является расширение форм использования интерактивной доски на уроке, поиск различных конструкций урока и его анализа. Все это наиболее эффективно осуществляется в процессе непосредственной профессиональной деятельности учителя, в процессе обсуждений и сравнений.

Включение внутренних ресурсов школы, с точки зрения повышения квалификации педагогов, позволит осуществлять непрерывное изменение и совершенствование методики применения современных технических средств обучения: интерактивных досок, документ-камеры и др., повышать мастерство их технического применения.

Основными этапами работу будут являться:

– повышение квалификации на базе школы (с привлечением ресурсов МИРЭА),

– повышение квалификации за счет внутренних ресурсов;

– циклы открытых уроков и методических встреч;

– внутришкольный конкурс "Лучший урок на интерактивной доске";

– внутришкольная лаборатория: писк форм обратной связи с применением интерактивной доски и проведение диагностических мероприятий.

Ожидаемый результат: владение педагогами методикой и техникой применения на уроке современных технических средств обучения, в первую очередь интерактивной доски.

6. Формирование воспитательной системы Лицея

Психологами установлено, что на этапе взросления подросток ищет сильный образец или собирательный образ, которой становится на начальном этапе свого рода "копиркой" являющейся началом собственных взглядов и формируемого характера. Если упустить нужный момент, то эту нишу займет образ несущий асоциальный опыт, разрушающий ценностное сознание в еще неокрепшем взгляде подростка на мир и окружающие взгляды. Простота "слоганов" и яркость картинок цифровых ресурсов, в которых идет искажение исторической действительности, лягут на благодатную почву формируемого подросткового сознания, и непринужденно достигнут своей цели – подросток будет в их власти и изменить его убеждения уже будет очень сложно.

Проблема: воспитательная сфера Лицея представлена разовыми, в основном к памятным и календарным датам, мероприятиями, отсутствует системообразующий компонент.

В связи с этим представляется правильным и целесообразным способствовать тому, что бы у подростка был больший выбор именно лучшего образа. Для этого в школе разумно организовывать регулярные встречи с людьми – героями, людьми – легендами, людьми, которые оказались в нестандартной ситуации и нашли из нее достойный выход: ветераны Великой Отечественной войны, войны – афганцы, сотрудники МЧС и милиции, ветераны группы "А" КГБ СССР, дипломаты. Такие встречи особенно ценны для подростков, которых воспитывает мать – одиночка.

Разумным дополнением для таких встреч будет являться привлечение ветеранов к проведению спортивных праздников и общешкольных спортивных соревнований.

Ожидаемый результат: построение воспитательной системы в основе которой будет образ – "человек-легенда".

7. Укрепление материально технической базы

В настоящий момент по предписанию Роспотребназора и МЧС начаты работы по дооборудованию производственного цеха пищеблока раковиной, системой раннего обнаружения пожаров в помещениях вспомогательного назначения.

В течение первого полугодия 2016-2017 учебного года будут поставлены ростовые парты для первого класса, столы для столовой и комплексный спортивный инвентарь.

Во втором полугодии, ввиду острой необходимости, будет осуществлен заказ на поставку:

– оборудования для кабинета физики;

– школьные парты для начальных классов (3 кабинета);

– зеркал для вестибюля, банкеток для рекреаций.

На 2017 год запланированы ремонтные работы:

– замена линолеума в 4 школьных коридорах;

– ремонт большого спортивного зала и зала для хореографии;

– ремонт 3 кабинетов блока начальной школы;

– ремонт 1 санитарного узла.

Финансирование поставок нового оборудования и мебели, проведение ремонтных работ будет осуществляться как в рамках выполнения государственного задания, так и за счет получения прибыли от платных образовательных услуг (занятия по развитию для будущих первоклассников, занятия художественной гимнастикой).

Ожидаемый результат: обновление материально – технической базы, создание комфортных условий для обучения и воспитания.